> Основы композиции | Частное учреждение дополнительного образования Художественная студия "Малая Третьяковка Нижний Новгород".

Основы композиции

Основная задача предмета «Основы композиции» — дать учащимся художественной студии «Малая Третьяковка» понятие об основных элементах композиции, без которых невозможен грамотный, сознательный подход к творчеству, развить их образное мышление и тонкий эстетический вкус.

Главные понятия станковой композиции – замысел и картина. Замысел дает представление о цели работы, ее смысле, об эволюции образа в процессе его создания. Картина – в результате работы, оформляет замысел в законченное произведение.

Предмет «Основы композиция» органически связан со специальными дисциплинами учебного плана: рисунком и живописью. Знания, умения и навыки, полученные учащимися при изучении специальных дисциплин, закрепляются в композиционных заданиях и находят творческое применение при исполнении учебных композиций.

На уроках «Основы композиции» на примере анализа изобразительного и декоративно-прикладного искусства преподаватель демонстрирует учащимся различные подходы к решению композиции в разных видах искусств, дает понятие единства формы и содержания, в котором первичным является идея, а композиция – средством ее выражения. Изучение композиции не предполагает готовых решений, а лишь помогает учащимся более грамотно пользоваться в самостоятельной работе средствами изобразительного искусства.

Программа «Основы композиция» предусматривает выполнение значительного числа разнообразных заданий – как краткосрочных, так и длительных, преследующих разные учебные задачи. В работе над композицией для пробуждения пластического воображения и фантазии используется показ классических произведений в репродукциях или музейных подлинниках.

Курс станковой композиции является на сегодняшний день одним из актуальных в художественной школе. В его задачу входит знакомство учащихся с ролью творческого сочинительства в жизни художника. Предмет необходим для профессиональной ориентации учащихся, для более осознанного выбора будущей профессии. Процесс обучения строится по принципу «от простого к сложному». На основе этого у учащегося постепенно развивается осознанное чувство ритма, движения, силуэта. За время обучения учащиеся осваивают некоторые сведения из области цветоведения, психологии цвета, его влияние на форму, на человека и применения этих навыков в практической деятельности.

На уроках «Основы композиции» учитывается возраст учащихся, их интересы и увлечения. Работы выполняются с использованием различных материалов (тушь, гуашь, бумага белая и цветная, кар­тон), материалов, необходимых для создания аппли­каций, коллажа. Программа направлена на развитие у учащихся художественного вкуса, творческого потенциала.

Основные задачи программы «Основы композиции»:

1) обучение навыкам и умениям в работе над практическими заданиями, осмысление языка станковой картины, его особенностей и условностей;

2) воспитание у учащихся высоких эстетических критериев;

3) интеллектуальное развитие учащихся, расширение их кругозора на базе широкого охвата тем.

В процессе обучения на уроках «Основы композиции» учащиеся:

1. Знакомятся с художественным языком.

2. Осваивают основные композиционные приемы:

а) выявление центра,

б) статика,

в) динамика.

3. Развивают образное мышление.

4. Знакомятся с цветной гармонизацией.

5. Изучают последовательность работы над этапами создания картины:

а) реальное изображение.

б) стилизация,

в) ассоциативность,

г) абстракция,

д) знаковость

6. Осваивают правила построения композиций;

а) ритмы линейные,

б) ритмы цветовые,

в) ритмы тональные.

7. Развивают навыки в построении композиций.

8. Развивают ассоциативное мышление.

9. Используют в работе различные графические приемы.